СВЯТОСТЬ БОЖЬЯ - таинство взаимоотношений внутри Божества (Троицы).
Святость содержит в себе аспект трансцендентности Бога. «Внутри Бога» означает «вне вселенной». Туда не может проникнуть ни одно сотворенное существо, кроме искупленного человека. Внутрь абсолютной точки. За престол Сущего. Внурть Бога.
Дух Святой – устойчивое, но не единственное описание третьей Личности Божества. Дух Божий, Дух Господень являются равноправными описаниями. «Святой» здесь подчеркивает природу – это Бог, и это – Имя Духа. Свят и Отец, и Сын, и Дух. Одна природа выражена в трех Личностях.
Распространенные смысловые оттенки слова «святой» - отделенный от греха, отделенный для Бога, посвященный Богу, воздержанный, самоконтролирующий, совершенный, идеальный. Н я бы хотел возвестить определение, объединяющее и содержащее в себе все перечисленное. Как много слов надо для того, чтобы описать природу человека, а тем более Бога. Однако…опишу несколько ключевых оттенков этого понятия.
Святой – Такой, Которого нет в сотворенной вселенной, то, чего нет в творении. Всякая тварь, будучи конечной, подчинена Сыну и неприступен для нее свет Божий, где Он обитает, хотя Дух наполняет все во всем – никто из творения не может проникнуть внутрь абсолютной точки или расшириться до бесконечности.
У престола Божьего граница вселенной и у ног Святого – предел ее. Серафимы закрывали лица крылами, ибо славное сияние Бога скрывает Его, Он – тайна вселенной.
Три Личности существуют в вечных взаимоотношениях друг с другом, уровень которых определяет сущность Бога. Таких отношений в творении никогда не было, я верю, что их даже не было у Адама. Этот уровень отношений столь силен, что является основой единства Бога в трех Личностях.
Отделенность Творца от творения – один из аспектов святости.
Святость Божья есть таинство взаимоотношений внутри Божества (Троицы)!
Единственное, что нарушает святость, то есть совершенные взаимоотношения любви Отца, Сына и Духа – это грех. Эти отношения, или святость Божья, были лишь однажды нарушены: на кресте, когда Сын взял грех человечества, Отец оставил Его по-настоящему. Единство Трех было нарушено грехом один раз и навсегда в вечности ради того, чтобы искупленные люди теперь могли войти в уровень Божественных взаимоотношений Отца, Сына и Духа, разделить их вечное общение, природу, и быть навеки семьей Божьей, Его Царством.
Для внешних это все – в притчах, для внешних это все – тайна, недоступный уровень отношений.
Святость, то есть природа Бога – это взаимоотношения! Да, это – прежде всего, взаимоотношения Божьей любви – совокупности совершенств.
Крестясь в смерть и воскресение Христа, мы отделяемся от старого творения, наследуем в Сыне статус и несотворенную природу Бога, входя в семейные отношения внутри Божества, выходя из невидимой и видимой первозданной вселенной…мы становимся тайной для ангелов, желающих вникнуть в великую тайну Христа и Церкви, как Его Невесты. Кто во Христе – тот новая тварь. Творение, соединившееся с Творцом.
Итак, Бог, говоря «Будьте святы, ибо Я свят», повелевает нам пребывать на уровне Божественных взаимоотношений, пребывать в общении Святого Духа, молитве, Слове, общении святых, в Церкви.
Освящение – это процесс, как дар Божий, производимый Христом как Первосвященником. А святость – это достигнутое нами состояние, как наш плод духа, наш уровень отношений с Богом в Боге.
Основа взаимоотношений – общение, т.е. делание чего-либо общим: мыслей, желаний, дел, финансов, природы, жизни…
Основа взаимоотношений – общение, однако прерванное общение не означает автоматическое нарушение взаимоотношений. Для поддержания и развития взаимоотношений необходимо общение. Однако, отношение сердец личностей в отношениях друг к другу может быть прервано лишь грехом, а не остановкой общения… (Пример – разрушение храма Навуходоносором при Иеремии, Бог прервал общение, как и на «400 лет молчания», но не взаимоотношения). Ходатайство перед Богом за человека, с которым есть отношения, но нет общения – залог реального дальнейшего развития отношений по воле Божьей с этим человеком…
Святость не содержит по определению высоких нравственных идеалов, но предполагает только участие/причастность во взаимоотношениях Божественного уровня. Чис16:7.
Грех – все, что разрушает взаимоотношения между личностями: Бога с человеком и человека с человеком.
Три связи: Бог-я, Бог-ближний, ближний-я – все должны не повредиться.
Если возможно с нашей стороны, мы должны быть в мире. У этих связей есть приоритет, в соответствии с которым надлежит делать выбор в случае невозможности равного сохранения всех трех связей.
Высшые связи: Бог-ближний и Бог-я, низшая связь: ближний-я.
То есть если необходимо порвать отношения с человеком ради сохранения или развития его или моих отношений с Богом, то это надо сделать. Или если созидание отношений с человеком разрушает мои отношения с Богом, то также поступать.
Когда Бог становится между людьми, или когда тайные личные мои (ближнего) отношения с Богом становятся нашим предметом отношений с ближним (мной), то высшая связь подвергается влиянию со стороны низшей, или проще, мы позволяем человеку формировать наш взгляд на Бога и наше отношение к Нему. Через это откровенное доверие человек открывает доступ другому человеку к его жизненной связи с Богом.
Невозможно, чтобы эти наши отношения сохранились в тайне от всех, поэтому надо очень тщательно выбирать ближних, которым мы сможем доверить эту нашу связь с Богом, которых мы выберем для себя как авторитет из среды людей для влияния. Через открытие этой связи сатане Ева подверглась обольщению, и ее связь с Богом была перерезана врагом. Однако, через доверительные отношения с пастырем, который действует не вероломно, мы можем обогатить и укрепить нашу прилепленность к Богу через его созидательное влияние. Всегда открытие тайных наших отношений с Богом будет для нас испытанием того, что мы достигли в них, что построили.